«Знал бы раньше — в балет бы не пошёл»: откровения Николая Цискаридзе

1260

Сегодня очень сложно представить существование классического балета без Николая Цискаридзе.

И кажется, что и сам хореограф всегда шел именно к этому. Но вот обратная сторона балета оказалась совсем другой, о чем и рассказал Николай. “Балет — это муштра намного сложнее и серьезнее, чем в армии. Со мной жестоко себя вели, меня могли ударить. Но детей заставлять нужно, иначе ничего не получится.

Необходимо держать всех в ежовых рукавицах, ведь до самого последнего момента в процессии человек так и остается учеником. Можно легко остаться инвалидом, поставив не так руку, или не так вывернув ногу. Поэтому в балете нужна строгая дисциплина. А ведь многие долгожители оказались именно артистами балета. Все дело исключительно в самоорганизованности.

Когда я поступал, то по общему спинку был еще ребенком. Но быстро стал особенным. Как-то один парень сказал, что, приходя на занятия, не хочет смотреть на Цискаридзе. Но уже уходя, он понимал, что больше никого и не видел. И не не нравится внимание, я не получаю удовольствие от того, что за мной постоянно наблюдают.

И точно также тяжело находить общий язык с другими людьми, особенно в театре. Там нет мужчин и женщин, есть артисты. И они совсем не друзья, в первую очередь все они — конкуренты. Мне рассказывали историю, как в стул вбили гвоздь, причем острием вверх. А выступающая балерина должна была сесть на него с разгона прямо на сцене.

Как-то зимой мне облили куртку машинным маслом. Я не был богатым, и просто не мог купить вторую. Как-то после выступлений в опере Парижа, женщина сказала переводчице, что меня ждали за углом. Это значило, что мне наставили немало ловушек, но я их прошел. И женщина была восхищена этим, назвав всех остальных артистов детьми.

С самого начала все понимали, что я не буду частью кордебалета. Даже когда я стоял там, то все равно привлекал к себе слишком много внимания. Такова природа, что уж тут поделаешь. В одном из испанских танцев, где выступали девушка и парни, меня попросили убрать. Я сидел на колене, но все равно был в центре.

Если бы я знал все это раньше, то никогда не пошел был в балет”, — и это Николай смог сказать с высоты своего опыта. А, по мнению авторов сайта “Стоп Кадр”, опыта у Цискаридзе точно более чем хватает. Даже не сомневаемся, что он был рожден для балета и сцены!